"История нашей земли"

Тюркский воин ""Начиная с 20-х годов XVI столетия и особенно после взятия Казани, на территории Нижегородского
Поволжья происходит широкая раздача земель служилым людям — дворянству. Значительная часть этих земель
перешла в руки татарской, чувашской и мордовской знати, которая была на службе у Москвы.
Получая обширные и плодородные земли с поредевшим или вообще отсутствующим в результате войн населением,
эта знать, особенно крупная, вела широкую колонизацию края при поддержке правительства.
Население привлекалось различными льготами или просто переселялось из других мест по воле владельцев.
В результате на территории южной части края появились выходцы со всех концов русского государства.""


Активная Карта Точных сведений о времени и обстоятельствах образования села не имеется. В памяти жителей сохранилось предание о том, что указанные селения (имеются в виду Уразовка, Антяровка, Актуково,Кадомка и Кузьминка)возникли одновременно.
Основателями селений являются братья Ураз,Актук, Кадум, Кызем. По другому варианту основателем Кадомки является сват Ураза (Кодам авылы),
Кузьминок – дочь Ураза (Кызым авылы), отсюда, якобы, названия этих селений.
Татарские названия селений звучат одинаково по именам основателей с добавлением слова
“авылы”. Лишь Актуково после переселения на новое место стало называться “Янгапар”
(Новопар).
Родственные отношения основателей отразились и в фольклоре – в старинных частушках
эти селения объединяются в одну группу: “деревни Ураза, Кызема, Кадома добротные
(бик хуат), там хозяйки выходят выгонять стадо с ухватами”. У татар, живущих в Финляндии,
сохранился другой вариант частушки: “деревни Ураза, Кадома, Кызема большие.
Ах, как трудно покинуть их”. Имеются версии о происхождении татар этого региона. Одна из
версий принадлежит Г.Н.Ахмарову,совершившему экспедицию по татарско-мишарским
местам в начале XX в. По его мнению, татары-мишары – это ногайские татары,
выходцы из Азии, расселение которых в Поволжье началось в XIII в.
В наших местах они расселились в начале XVII в. после нашествия ногайцев в 1612 г.
Это нашествие затронуло и интересы местных татар, поскольку ногайцы добивались свободы
передвижения со стадами по степным местам Посурья и Припьянья, как было и в
прежние времена. Их намерения вступили в противоречие с необходимостью колонизации
края, заселения его оседлым населением, в основном татарами-мишарами.
В верховьях Пьяны и нижнем течении Алатыря произошло одно из крупнейших сражений
на юго-востоке края, в котором участвовали местные татары совместно с русскими и мордвой.

Бой
Утверждение о том, что припьянские татары – это ногайцы - неубедительно. В сражении приняли участие две
группы местных татар – алатырские татары во главе с Баюшем Розгильдеевым и припьянские татары во главе
с Ямашем Мангушевым. Их заслуги были высоко оценены, а расселенные здесь татары (в грамоте они названы
арзамасскими) получили право пользования занятыми ими землями. Следует учесть и другое – ногайцы, хотя
и называются татарами, во многом отличаются от татар-мишарей по языку, культуре и традициям. Что касается
арзамасских татар конца XVI – начала XVII в., то их происхождение различно – среди них мы встречаем
и коренных местных татар, и выходцев из Мещеры, астраханских мест, Ахтубы.
Название д. Кадомка в Краснооктябрьском районе имеет вторичный характер. Оно возникло в связи с переводом
сюда в ХVП в. служилых татар из рязанского Кадома.
"Есть еще одна версия о происхождении татар Пары. Она содержится в работах Л.Л.Трубе, касается, прежде
всего, Кадомки. Эта версия основывалась на внешнем сходстве названия мещерского города Кадома и Кадомки.
Автор доказывает, что татары Кадомки перенесли это название из Мещеры. Этот вывод, естественно,
распространяется на все соседние селения, и получается, что они основаны выходцами из Мещеры."

Хазары По рассказам старожилов установлено наличие древних военных дорог вдоль Пьяны.
Русская военная дорога, или, как ее называют в Сосновском районе, «грошак», шла из района Мурома
вдоль левого берега Пьяны к Курмышу. Она частично показана на карте Нижегородского уезда,
составленной в 1732 году. Татарское население, живущее по правому берегу Пьяны в районе Сергача,
до сих пор помнит старинную татарскую военную дорогу, носящую название «сакма».
Последняя шла параллельно реке в 4— 5 км к югу от ее правого берега.
Вдоль пьянско-сурской границы в XIV—XVI столетиях шли постоянные военные столкновения сил Руси
с войсками ханов Казани и степняками-кочевниками. Большинство этих столкновений носило местный
характер и не отмечено русскими летописями.
Но население, живущее по берегам Пьяны, из поколения в поколение передает изустные рассказы о таких боях
и показывает места, где они происходили. Так, 69-летний житель села Пьянский Перевоз И. Г. Изосов рассказывает,
что он еще в юности слышал от стариков, что между деревней Коноплянкой и Перевозом (Перевозский район)
был бой русских и татарских войск, на месте которого еще недавно находили человеческие кости.
В этом бою (по преданию) татарские ханы одержали победу, переправились через Пьяну и у села Шпилево
на горе, носящей доныне название «Княжая», похоронили убитого в бою предводителя.
Пьянская битва Житель села Семеновка Красно-Октябрьского района Хусутдин Бедердинов и другие старики-татары из того же села,
а также старик-мордвин В. В. Мурзаев из деревни Акузово Сергачского района еще в молодости слышали от своих
дедов рассказы о большом сражении русских и татарских войск, которое, по преданию, произошло на правом берегу
Пьяны к юго-востоку от Сергача. По их сообщениям место этого боя было на поле между современными селениями
Кадомка, Семеновка и Трехозеры в долине притока Пьяны — речки Пары.
Рассказывая о неудачном походе русских войск в 1377 году, окончившемся их разгромом и взятием Н. Новгорода
войсками Арапши, летопись сообщает, что перед боем русская рать стояла около Пары («доидоша наши Пару»).
Таким образом, местное предание полностью совпадает с летописной записью. Это позволяет считать, что именно
в указанном районе и произошло знаменитое Пьянское побоище. В 1959 году юные краеведы Уразовской средней школы
нашли на месте этого боя старинную саблю и нагрудную орнаментированную пластину — часть боевого доспеха.








Внимание!

Если у Вас есть какие либо другие источники с дополнительной информацией по Кадомке пришлите на почтовый адрес:

"damirgun@mail.ru" я обязательно размещу!!!





Востание Степана Разина в наших краях

Боевое содружество городовых казаков с властями было омрачено чрезмерной эксплуатацией их на военной, сторожевой,
станичной службе, в строительстве оборонительных сооружений, лишением их элементарных условий по ведению хозяйства,
наступлением на их права как служилых людей. Они привлекались к службе без учета их хозяйственных забот, связанных
с освоением целины. Тем более, что алатырские и курмышские татары в отличие от многих арзамасских служилых князей,
мурз и татар не имели крестьян.
Неслучайно, наибольшая активность повстанцев наблюдалась в зонах засечных линий и крепостей, где преобладало
нерусское население. Инородческая масса сыграла наиболее крупную роль в направлении Симбирск-Нижний Новгород.
Здесь действовали отряды повстанцев во главе с атаманами Максимом Осиповым, Мурзой Кайка. Алатырь, Курмыш, Мурашкино
оказались во власти восставших. На заключительном этапе к восстанию примкнули и татары. Сборными пунктами повстанцев
в направлении к Мурашкину были Пожарки, Сергач, Маклаково (Ожгибовка), Рыбушкино.
Попытки использовать алатырских татар в борьбе с повстанцами встречали упорное сопротивление. Князь Ю.А.Долгоруков,
один из начальников правительственных войск направил большой отряд, в составе которого наряду с дворянами,
детьми боярскими были арзамасские татары и татары мещерских уездов. Сами алатырские мурзы и татары, и мордва
отказывались от службы, как доносили царские воеводы, “живут в домах своих, и воровские люди к ним приезжают”.
Не оправдали надежд и арзамасские татары, считавшиеся более надежными. Они отказались от участия в карательном
отряде, направленном против взбунтовавшихся татар или переходили на сторону повстанцев. На заключительном этапе
они открыто перешли в стан повстанцев, приняли участие в боевых действиях против правительственных войск, о чем
свидетельствует жестокая расправа с камкинскими татарами, учиненная правительственными войсками.
Участие алатырские и других групп татар в восстании завершилось трагически. Речь идет о крупном сражении,
происходившем под Ключищем и в Маклаково (Ожгибовке), о котором в народе сохраняется предание как о сражении
между татарами и русскими. Жертвы этого сражения исчисляются многими сотнями. Об этом в нашей литературе, даже
в документальных сборниках не принято писать. Лишь П.П.Семенов в своей небольшой заметке решил поднять завесу
над этим страшным побоищем XVII в.

По описанию автора в книге “Россия. Полное географическое описание нашего отечества”, около Ключища в 1670 г.
разыгралось последнее действие кровавой драмы, произведенной С.Разиным в юго-восточном углу Нижегородского края.
Подробности этой драмы таковы: после решительного своего поражения под Мурашкиным повстанцы, между которыми было
много татар, нашли убежище в татарском углу Нижегородской губернии. Победитель разинцев Ф.Леонтьев поразил
их под самым Ключищем. В народных преданиях рассказывается о том, что татары-повстанцы пытаются поднять жителей
татарских селений на ответный бой, в частности, обращаются за помощью к рыбушкинцам. Это было 10 ноября 1670 г.
На другой же день Леонтьев стал их преследовать в направлении к Курмышу. Повстанцы успели устроить крепкую засеку
на курмышской дороге.

Леонтьев, послав стрельцов к приступу засеки, сам бился с конными повстанцами и вытеснил их из леса,
за которым повстанцы в числе 4500 человек засели в крепости, которой они перегородили дорогу и здесь
учинили бой большой с государевыми людьми.
Бой этот кончился тем, что большая часть повстанцев была истреблена, остальные бежали в Маклаково (Ожгибовку)
и засели там во дворах и гумнах, но были сожжены со всем селом.



    Материалыы использованные при написании данной страницы:

  • Орлов А.М. "Нижегородские татары"
  • Кирьянов И.А. "Старинные крепости Нижегородского Поволжья" Горьковское книжное издательство, 1961










  • Используются технологии uCoz